ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ.
ВОДА.
Дети обожают водные забавы. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение. От внимательности и подготовленности родителей напрямую зависит жизнь и здоровье детей. Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют все емкости с водой. Только родители, которые знают о возможных опасностях и воспринимают их всерьез, какими бы невероятными они не казались, смогут уберечь своего ребенка от беды.
23 апреля несчастный случай произошел в Бегомле – погиб 4-летнего мальчик. Ребенок вместе с сестрой и дедушкой направились на дамбу, разделяющую искусственный водоем. Мальчик играл и в какой-то момент пропал из виду на 3-4 минуты. Сестра пошла его искать, и обнаружила в водоеме на поверхности воды без признаков жизни.
25 июня минувшего года четырехлетний мальчик утонул в Речице. Ребенок жил вместе с родителями в частном доме в райцентре. Отец мальчика находился в гараже, мама вместе с ребенком была в доме. Мальчик вышел во двор. Женщина предположила, что он отправился к папе в гараж. Чуть позже тело ребенка без признаков жизни родители нашли в декоративном пруду, который расположен во дворе дома.
В Барановичах были спасены 3 подростка летом прошлого года на водохранилище Мышанка. 12-летние школьники появились у водоема вечером без родителей. Ребята поплыли к тумбе, расположенной в 30 м от берега. Один из них начал тонуть, двое других пытались ему помочь. В итоге, всем троим пришлось сражаться за жизнь. На нештатную ситуацию мгновенно отреагировали работники расположенного у пирса спасательного поста. Они подъехали на катере и достали ребят из воды.
Но водные объекты представляют опасность не только летом, но и в зимний период, когда покрываются льдом. Дети отправляются изучать ледяную поверхность, ими движет любопытство, отсутствие жизненного опыта, а еще отсутствие контроля со стороны взрослых. Как правило, все эти составляющие ведут к трагедии:
В Барановичах прохожий достал из воды провалившихся под лед троих детей. Случай произошел днем 1 декабря 2019 года на Светиловском озере. Трое ребят 6-8 лет - два мальчика и девочка - вышли на кромку льда, образовавшуюся у берега. Дети пробовали лед на прочность - бросали камни, топали ногами. В какой-то момент лед проломился, и дети оказались в воде. Очевидцем происшествия стал случайный прохожий. Он и вытащил тонущих детей на берег.
Для предотвращения несчастных случаев на воде: - не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает; - разрешайте плавайте ребенку только в специально оборудованных местах, недалеко от берега; - запретите ребенкунырять с ограждений или берега; - расскажите об опасности игр на воде. |
СТРОЙКА
Опасные игры на стройках переживают сегодня настоящий бум. Дети для лазания и прыжков находят замороженные стройки и пустующие промышленные объекты. Существует множество опасностей, которые могут возникнуть на строительной площадке и привести к неприятным последствиям. Место возведения нового сооружения является очень опасным для детей, ведь здесь может находиться сложное электрооборудование, выкопано множество глубоких ям, использоваться небезопасная спецтехника, открытые площадки, котлованы с арматурой, горы песка и многое другое.
02 августа прошлого года в Малорите погиб 12-летний мальчик. Подросток и его два друга в этот день катались на велосипедах. Проезжая по городу, ребята заметили участок со строящимся домом, на котором находилась куча песка. Дети решили поиграть с песком, один из них стал рыть яму в середине кучи. В это время сверху на него обрушился песок. Друзья пытались вытащить своего друга из песка, однако им это сделать не удалось.
На что следует внимание для обеспечения безопасности ребенка? - всегда держите ребенка за руку вблизи потенциально опасных мест; - объясняйте и проговаривайте ребенку опасность игр на стройке; - не оставляйте детей без присмотра. |
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой: одним чаще, другим реже, часть учеников пользуются железнодорожным транспортом, или пересекают железнодорожные пути при следовании в школу, на тренировку и т.д.; часть детей ищут приключения, причем в самых неподходящих для таких забав местах. Основными причинами травмирования детей железнодорожным подвижным составом является нарушение правил безопасности.
В апреле прошлого года поезд насмерть сбил 15-летнюю школьницу в Рогачеве. Машинист применял экстренное торможение, но избежать трагедии не удалось. По предварительным данным, школьница слушала в наушниках музыку и была увлечена телефоном. В связи с этим она не заметила приближение товарного поезда и не услышала подаваемый машинистом звуковой сигнал. Девушку отбросило на платформу.
24 июля 2019 года в Березовском районе тепловоз сбил ехавшего на велосипеде 11-летнего мальчика. Подъезжая к железнодорожному переезду, он проигнорировал световое и звуковое оповещение сигнализации и не заметил приближающийся локомотив. Машинист применил экстренное торможение, однако наезда избежать не удалось. Предположительно в момент происшествия мальчик был в наушниках. В тяжелом состоянии парень был доставлен в больницу.
Летом прошлого года 15-летний подросток на скутере попал под грузовой поезд на железнодорожном переезде в Шклове. Парень пытался пересечь пути на запрещающий сигнал светофора перед приближающимся составом. Однако не рассчитал скорость и врезался в поезд. В тяжелом состоянии был доставлен в больницу.
Еще один несчастный случай произошел 2 октября 2019 года. С телесными повреждениями был госпитализирован 14-летний житель Пинска. Юноша пересекал железнодорожное полотно по пешеходному переходу на велосипеде и был травмирован проезжавшим поездом. Подросток был в наушниках и сигналов поезда не слышал.
Объясните ребенку, что нельзя: - перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом; - подлезать под платформу и подвижной состав; - играть вблизи железнодорожных путей; - кататься на кабинах и крышах поездов; - класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)! - переходить железнодорожные пути в неустановленных местах; - пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и разговаривать по сотовому телефону. |
ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ, ГИБЕЛЬ НА ПОЖАРАХ, ОТРАВЛЕНИЕ УГАРНЫМ ГАЗОМ
Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным. Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют за взрослыми, имитируя их действия. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни. Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу. Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без присмотра. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.
18 марта 2020 года с ожогами, полученными в результате детской шалости с огнем, был госпитализирован мальчик 2008 г.р. ЧП произошло в г. Бобруйске. Пятиклассник находился с мамой дома. Пока мама отлучилась на некоторое время в аптеку, оставшийся один дома мальчик взял баллончик освежителя и зажигалку и решил поэкспериментировать с огнем. Вовремя вернувшийся с работы отец остановил опасные игры, но ребенок, к сожалению, успел получить ожоги лица.
14 марта 2019 года пожар произошел в деревне Дубовцы Волковысского района. Дым распространялся из квартиры на первом этаже, в которой проживает молодая семья с двумя детьми. Родители вышли на улицу покурить, и ненадолго оставили детей, 2015 года рождения и 2017 года рождения, одних. Один из малышей взял газовую зажигалку для плиты и поджог кресло. Отец потушил огонь подручными средствами.
02 августа в Дзержинском районе из-за детской шалости чуть не сгорело пшеничное поле. О пожаре сообщил спасателям встревоженный детский голос. Поджигателями оказались местные ребята 10-13 лет. Выяснилось, группа детей в возрасте 10-13 лет отправились в импровизированный поход. С собой взяли еду, спички, зажигалку. У пшеничного поля они решили остановиться и покушать. Затем один сорвал несколько стеблей пшеницы, вынес на дорогу и поджег, а горящую спичку отбросил в сторону. Трава и высохшие стебли начали гореть. Ребята пытались тушить огонь подручными средствами: рюкзаком, байкой и остатками воды из бутылки. Но тот только разгорался, усугублял ситуацию и сильный ветер. В итоге дети позвонили в МЧС и разбежались.
В прошлом году ЧП произошло 13 января в Минске. Дети решили приготовить картофель фри и устроили пожар в квартире. Как выяснилось, трое мальчиков, 9, 10 и 12 лет, находились дома одни. Отец был на работе, мать уехала по своим делам. Ребята решили приготовить картофель фри, поставили кастрюлю на электроплиту и налили подсолнечное масло. Масло вспыхнуло, и старший мальчик стал заливать пламя водой. От этого пламя увеличилось и перебросилось на стены и шторы. Испуганные ребята испугались и убежали на улицу, что спасло им жизни.
Случаи, когда в результате пожара погибают дети, также не единичны. В прошлом году жертвами огня стало 2 детей. Самое страшное, что дети погибают по вине взрослых, нередко по вине самых близких и родных людей – родителей, которые пренебрегают вопросами безопасности.
18 октября трагедия произошла в одном из населенных пунктов Дрибинского района. В то время, когда 25-летняя мама хлопотала по хозяйству в доме, на улице играли двое маленьких сыновей – 5-ти и 4-х лет. Вот только игры у них были совсем не детские – в руках малышей оказались спички. Солнечный день, сухое сено, один из детей поднес к нему зажженную спичку – мгновенно вспыхнул целый рулон. Испуганный 5-летний мальчик бросился к маме и рассказал ей о пожаре. Женщина начала заливать огонь водой и между рулонами соломы обнаружила бездыханное тело 4-летнего сына.
Предотвратите детскую шалость с огнем: - научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации; - научите ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара; - не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой; - прячьте от ребенка спички, зажигалки, бытовую химию и др.; - не оставляйте малолетних детей без присмотра! - следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения. |
Конечно, полностью исключить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка. Ведь большинство травм происходит по вине родителей – недоглядели, не объяснили. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребёнка заразителен.
Интерактивное занятие «Главный эксперт»
(для использования при проведении онлайн мероприятий)
Форма проведения: интерактивная беседа с родителями с использованием презентации и раздаточных материалов.
Время проведения: до 30 минут.
Описание: по условиям игры участники выступают в роли экспертов. Они должны найти и обозначить опасности для детей дошкольного возраста. Для этого демонстрируется 6 локаций в доме и на улице (коридор, двор, кухня, гостиная, детская, ванная), где ребёнок может получить травму. Участники должны определить, есть ли опасности на указанных локациях. Для ответов участникам выдаются фишки для обозначения опасных мест.
Вступительная часть.
Инспектор МЧС: Добрый день, уважаемые будущие мамы (родители). Сегодня у Вас в гостях работники МЧС и говорить мы будем, конечно, о безопасности детей.
Все знают, что малыши любопытны, активно исследуют окружающее их пространство, не всегда понимая, сколько оно таит угроз. Поэтому взрослые должны предвидеть опасность и предотвратить возможную беду. Сегодня мы предлагаем вам дать свою экспертную оценку по безопасности.
Инспектор МЧС: Вам будет представлено 6 локаций в доме и на улице, на которых, с первого взгляда, все нормально. Изначально, для обследования дома мы хотели пригласить экспертов в области безопасности. Но мы знаем, что самые лучшие эксперты – это Вы, наши дорогие мамочки. Именно поэтому мы не будем никого приглашать.
Инспектор МЧС: Условия следующие: Вам будут представлены слайды дома и придомовой территории, а также фишки для обозначения опасных мест для ребёнка. Определяем эти места, отмечаем, обсуждаем, даём им экспертную оценку, чем они опасны. Вместе с тем, Вам нужно предложить, как оградить малыша от этих опасностей.
Итак, мы начинаем.
Локации
Локация №1 – «Коридор»
1 картинка:
Опасности (слева направо):
- Монеты (1) – проглатывание деталей, попадание их в дыхательные пути (не храните мелкие предметы в зоне досягаемости ребенка);
- Острые углы мебели (2) – ушиб, рана (защитите острые углы и кромку мебели защитными силиконовыми уголками и накладками, амортизирующими при ударе);
- Шкаф-купе (3) – разбивание стекла, прищемление пальца (на обратную сторону зеркала прикрепите защитную пленку, если оно и упадет, то не разлетится вдребезги; проверьте крепление стеклянных полочек; используйте фиксатор двери шкафа; не позволяйте ребенку играть с дверями);
- Двери (4) – захлопывание двери, риск защемить палец, разбивание стекла (используйте блокиратор ручки дверного замка, что не позволит ребенку захлопнуть дверь; наклейте полимерную пленку на стекло для предотвращения большого количества осколков, если оно разобьётся);
- картинка:
Опасности (слева направо):
- Лестница (1) – падение с лестницы (установите решетчатые ограждения (ворота безопасности) вверху и внизу лестницы; расстояние между прутьями перил лестницы должно быть не более 10 см; периодически проверяйте прочность перил);
- Лоток с наполнителем для животных (2) – проглатывание наполнителя, попадание наполнителя в дыхательные пути (уберите лоток из зоны досягаемости ребенка);
- Розетки(3) – удар током (закройте розетки заглушками);
- Комнатные растения (4) – попадание в рот земли (ставьте цветочные горшки вне зоны досягаемости; используйте сетку-защиту для цветочных горшков);
- Сумка (5)–проглатывание мелких вещей, попадание их в дыхательные пути (ставьте сумку вне досягаемости ребенка, всегда закрывайте сумку).
Локация №2 – «Двор»
1 картинка:
Опасности (слева направо):
- Бассейн (1) – утопление (бассейн (стационарный или временный) надо накрывать, чтобы пресечь доступ к воде а лучше –сливать воду);
- Незакрытая калитка (2) – ребёнок может попасть за пределы участка или выбежать на проезжую часть (следите, чтобы калитка или ворота всегда были закрыты).
2 картинка:
Опасности (слева направо):
- Батут (1) – падение с высоты и травма (ставить оградительную сетку);
- Собака (2) – опасность укуса (следить, чтобы дверь в вольер была закрыта);
- Автомобиль (3) – ребёнок может залезть в автомобиль и захлопнуть дверь, прищемить палец, завести автомобиль (закрывайте автомобиль, никогда не оставляйте в нем детей, не оставляйте ключи);
- Мангал(4) – получение ожогов, отравление жидкостью для розжига (закрывать мангал, убирать жидкости).
Локация №3 – «Кухня»
- картинка:
Опасности (слева направо):
- Шкафчики, ящики (1) – употребление в пищу опасных веществ, прищемление пальцев, ушибы (установите блокираторы открывания шкафчиков, где находятся ножницы, ножи и вилки, кастрюли, бьющаяся посуда, сухие продукты, специи, приправы, алкоголь, лекарства, бытовая химия; самые опасные предметы и вещества храните наверху, чтобы ребенок, даже если умудрится открыть шкаф, до них не добрался; оборудуйте все ящики фиксаторами, тогда кроха не сможет уронить тяжелый ящик или высыпать его содержимое на себя, если вдруг потянет за ручку и выдвинет его слишком сильно);
- Кухонная плита (2) – возможность ожога (установите защитную панель на плиту, защитное стекло на духовой шкаф, а также фиксаторы ручек; при приготовлении отворачивайте ручки сковород и кастрюль к стенке; храните спички и зажигалки в недоступном месте; во время приготовления еды закрывайте сковороду крышкой, чтобы горячие брызги не попали на малыша; никогда не ставьте горячий чайник или кастрюлю на пол);
- Мусорное ведро (3) – употребление продуктов, не предназначенных для питания, а также опасных веществ (уберите мусорное ведро вне доступа ребенка; установите блокиратор дверей шкафчика с мусорным ведром);
- Стульчик для кормления(4) – выпадение из стульчика (кормите ребенка в стульчике для кормления, предварительно пристегнув его; стульчик должен быть прочным и устойчивым; проверяйте работу тормозов при наличии опции движения и надежность крепления вставки для разделения ножек к столешнице, чтобы ребенок не выскользнул из стульчика).
2 картинка:
Опасности (слева направо):
- Кухонный стол (1) – опрокидывание предметов, ожоги горячей жидкостью (используйте салфетки или зажимы для скатерти, либо вообще снимите скатерть со стола; не ставьте на край стола тяжелые, острые и бьющееся предметы, а также чашки и тарелки с горячей жидкостью; отодвигайте от стола табуретки и стулья, чтобы малыш не мог забраться на стол без присмотра);
- Холодильник (2) – употребление в пищу продуктов, не предназначенных в силу возраста, риск обморожения (установите блокиратор дверей холодильника, морозильной камеры; не храните на нижних полках холодильника лекарства и алкогольные напитки).
Локация №4 – «Гостиная»
- картинка:
Опасности (слева направо):
- Камин (1) – ожоги, травмы, раны (если в доме есть камин, оборудуйте его каминной решеткой; не оставляйте спички и зажигалки в доступном для ребенка месте);
- Спички (2)– ожоги, возникновение пожара (храните спички и зажигалки в недоступном месте);
- Телевизор (3) – падение (хорошо крепите телевизор к стене; установите надежное крепление для телевизора, если он на тумбе; не кладите на телевизор пульт дистанционного управления; не оставляйте рядом с телевизором опасные для ребенка предметы).
Локация №5 – «Детская»
1 картинка:
Опасности (слева направо):
- Комод (1) –прищемление пальцев, ушибы, падение на ребёнка (установите блокираторы открывания ящиков комода, оборудуйте их фиксаторами, тогда ребёнок не сможет уронить тяжелый ящик или высыпать его содержимое на себя, если вдруг потянет за ручку);
- Шезлонг-укачиватель (2) – выпадение ребёнка (надежно зафиксируйте ребенка ремнями безопасности; внимательно читайте инструкцию по максимально разрешенному весу, не оставляйте ребенка без присмотра в шезлонге);
- Окна (3) – выпадение, травмирование (установите специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более нескольких сантиметров; отодвиньте от окон все виды мебели и не оставляйте в комнате детские стульчики и табуретки, чтобы ребенок не смог залезть на подоконник; не позволяйте ребенку играть на подоконнике).
- Пеленальный столик (4) – падение (установите бортики на пеленальном столике; наклоняясь за чем-либо перед столиком, всегда придерживайте младенца одной рукой; следите за тем, чтобы покрытие на поверхности столика не соскальзывало; не размещайте над столиком различные предметы мебели).
2 картинка:
Опасности (слева направо):
- Детская кровать (1) – удушение, травмирование (расстояние между прутьями не должно превышать 6 см, чтобы не застряла головка, но не менее 2 см, чтобы не застряла ножка или ручка; используйте короткие шнурки для фиксации мягких бортиков, не более 10 см; как только малыш научится сидеть – уберите мягкие бортики, чтобы он не выбрался;уберите подушку: детям до 1 года она не нужна, исключение – ортопедическая подушка по назначению врача; уберите мягкие игрушки из кроватки до 5 мес. ребенка; расстояние от матраса до верхнего края кроватки должно быть не менее 50 см в нижнем положении, не менее 30 см в верхнем положении дна; опускайте дно кроватки в нижнее положение в 5-6 мес. ребенка).
Локация №6 – «Ванная»
1 картинка:
Опасности (слева направо):
- Косметика (1) – проглатывание (храните косметику в недоступном для детей месте);
- Стиральная машина (2) –травмирование, удар током (не разрешайте ребенку играть со стиральной машиной, нажимать на кнопки и залазить в барабан; для предупреждения вмешательства малыша в работу стиральной машины используйте опцию защиты, блокирующую панель управления).
2 картинка:
Опасности (слева направо):
- Унитаз (1) – утопление, падение с унитаза, отравление водой из унитаза (приучая ребенка к унитазу, используйте детское сидение с надежным креплением и скамейку для ног; всегда закрывайте крышку унитаза, надежно зафиксировав ее блокираторами: малыши любят лазить руками в унитаз и купать свои игрушки, пить воду из унитаза; спрячьте в шкафчик освежитель воздуха);
- Коврик (2) – падение (используйте нескользящие коврики);
- Ванна (3) –утопление (проверяйте температуру воды: для новорожденного она должна быть 36-37 <sup>0</sup>С, далее можно снижать до 34 <sup>0</sup>С; для грудничкового плавания температура должна составлять 34 <sup>0</sup>С, с постепенным снижением до 32 <sup>0</sup>С, не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту);
- Бытовая химия (4) – употребление в пищу опасных веществ (храните бытовую химию, а также опасные вещества в специальных ящиках, шкафах);
Инспектор МЧС: - Сегодня мы разобрали наиболее важные вопросы безопасности вашего ребенка, с которыми вы можете столкнуться в быту. Теперь Вы с полной уверенностью можете говорить о том, что являетесь экспертами в безопасности детей.
Помните, что учиться нужно постоянно, а особое внимание уделять правилам безопасности. А сделать это можно с помощью мобильного приложения «МЧС Беларуси. Помощь рядом» (как пример, раздел «Советы молодым мамам), а также по средствам обучающих видеофильмов МЧС (как пример, «СуперМама» 2 части).