РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
— гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
— на оценке родителями собственного жизненного опыта;
— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
— на стабильном общении детей и их родителей;
— на формировании атмосферы поиска новых знаний;
— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
— на развитии творческих способностей членов семьи;
— на умении видеть результаты развития детей;
— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
Тематический план Родительского университета
2022/2023 учебный год
Сроки проведения | Тема | Форма проведения | Ответственный |
I ступень «Мой ребёнок – младший школьник» | |||
Октябрь |
«Как родители могут помочь ребёнку учиться» | Консультация | Короткевич В.Ю. |
«Значение школьной отметки в жизни ребёнка» | Консультация | Вежновец Н.А. | |
«Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов» | Лекция | Король А.В. | |
Декабрь |
«Профилактика жестокого обращения с детьми» | Круглый стол | Короткевич В.Ю. |
«Как выявить и развить способности детей?» | Лекция | Вежновец Н.А. | |
«Агрессивное поведение: как помочь ребёнку?» | Консультация | Король А.В. | |
Февраль | «Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка» | Практикум | Короткевич В.Ю. |
«Конфликтные ситуации между родителями и ребёнком: как услышать ребёнка?” | Консультация | Вежновец Н.А. | |
«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка» | Лекция | Король А.В. | |
Апрель | «Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях» | Консультация | Короткевич В.Ю. |
«Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста» | Практикум | Вежновец Н.А. | |
«Организация свободного времени детей в период летних каникул» | Лекция | Король А.В. | |
II ступень «Мой ребёнок – подросток» | |||
Сентябрь | «Мой ребёнок становится подростком» | Консультация | Скороходов Ю.А. |
«Как научить учиться с удовольствием?» | Круглый стол | Зайченко Л.Н. | |
Октябрь | «Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов» | Лекция | Силивончик М.П. |
«О родительском авторитете» | Консультация | Жилко А.А. | |
«Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения» | Консультация | Русакова В.Г. | |
Ноябрь | «Межличностное общение подростков» | Круглый стол | Скороходов Ю.А. |
«Трудности переходного возраста» | Консультация | Зайченко Л.Н. | |
Декабрь | «Подросток в социальных сетях: безопасное поведение» | Круглый стол | Силивончик М.П. |
«Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?» | Консультация | Жилко А.А. | |
«Как помочь подростку в выборе профессии?» | Лекция | Русакова В.Г. | |
Январь | «Компьютерные игры: польза или вред?» | Практикум | Скороходов Ю.А. |
«Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ» | Лекция | Зайченко Л.Н. | |
Февраль | «Предотвращение отчуждённости между родителями и детьми» | Практикум | Силивончик М.П. |
«Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?» | Круглый стол | Жилко А.А. | |
«Ответственное родительство – залог благополучия семьи» | Консультация | Русакова В.Г. | |
Март | «Ответственность родителей за воспитание детей» | Лекция | Скороходов Ю.А. |
«Трудовое воспитание в семье» | Круглый стол | Зайченко Л.Н. | |
Апрель | «Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»? | Лекция | Силивончик М.П. |
«Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?» | Консультация | Жилко А.А. | |
«Интернет-зависимость: пути преодоления» | Круглый стол | Русакова В.Г. |