Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Родителям

Дата: 27 января 2014 в 16:44, Обновлено 3 октября 2022 в 15:51

 РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

     Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

     Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

— гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

— на оценке родителями собственного жизненного опыта;

— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

— на стабильном общении детей и их родителей;

— на формировании атмосферы поиска новых знаний;

— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

— на развитии творческих способностей членов семьи;

— на умении видеть результаты развития детей;

— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»  для родителей учащихся X-XI классов.

     Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

— повышение интереса родителей к самообразованию;

— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

— повышение уровня педагогической культуры родителей;

— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

Тематический план Родительского университета

2022/2023 учебный год

Сроки проведения Тема Форма проведения Ответственный
I ступень «Мой ребёнок – младший школьник»

Октябрь

«Как родители могут помочь ребёнку учиться» Консультация Короткевич В.Ю.
«Значение школьной отметки в жизни ребёнка» Консультация Вежновец Н.А.
«Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов» Лекция Король А.В.

Декабрь

«Профилактика жестокого обращения с детьми» Круглый стол Короткевич В.Ю.
«Как выявить и развить способности детей?» Лекция Вежновец Н.А.
«Агрессивное поведение: как помочь ребёнку?» Консультация Король А.В.
Февраль «Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка» Практикум Короткевич В.Ю.
«Конфликтные ситуации между родителями и ребёнком: как услышать ребёнка?” Консультация Вежновец Н.А.
«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка» Лекция Король А.В.
Апрель «Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях» Консультация Короткевич В.Ю.
«Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста» Практикум Вежновец Н.А.
«Организация свободного времени детей в период летних каникул» Лекция Король А.В.
II ступень «Мой ребёнок – подросток»
Сентябрь «Мой ребёнок становится подростком» Консультация Скороходов Ю.А.
«Как научить учиться с удовольствием?» Круглый стол Зайченко Л.Н.
Октябрь «Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов» Лекция Силивончик М.П.
«О родительском авторитете» Консультация Жилко А.А.
«Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения» Консультация Русакова В.Г.
Ноябрь «Межличностное общение подростков» Круглый стол Скороходов Ю.А.
«Трудности переходного возраста» Консультация Зайченко Л.Н.
Декабрь «Подросток в социальных сетях: безопасное поведение» Круглый стол Силивончик М.П.
«Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?» Консультация Жилко А.А.
«Как помочь подростку в выборе профессии?» Лекция Русакова В.Г.
Январь «Компьютерные игры: польза или вред?» Практикум Скороходов Ю.А.
«Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ» Лекция Зайченко Л.Н.
Февраль «Предотвращение отчуждённости между родителями и детьми» Практикум Силивончик М.П.
«Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?» Круглый стол Жилко А.А.
«Ответственное родительство – залог благополучия семьи» Консультация Русакова В.Г.
Март «Ответственность родителей за воспитание детей» Лекция Скороходов Ю.А.
«Трудовое воспитание в семье» Круглый стол Зайченко Л.Н.
Апрель «Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»? Лекция Силивончик М.П.
«Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?» Консультация Жилко А.А.
«Интернет-зависимость: пути преодоления» Круглый стол Русакова В.Г.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.