Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Памятка родителям и педагогам по профилактике суицида

Дата: 14 декабря 2021 в 14:22
58 просмотров

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Он может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
боязнь позора, насмешек или унижения;
страх наказания, нежелание извиниться;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных   последствий, уйти от трудной ситуации;
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Если подросток задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.
Словесные признаки
прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
много шутит на тему самоубийства;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
в еде – есть слишком мало или слишком много;
во сне – спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания,     избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
Ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
социально изолирован, чувствует себя отверженным;
живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
предпринимал раньше попытки самоубийства;
имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически относится к себе.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
пренебрежение собственным видом, неряшливость;
появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.
Важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
– будьте терпеливы;
– не старайтесь шокировать или угрожать подростку, говоря «пойди и сделай это»;
– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
– делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
Помощь специалиста можно получить при обращении в:
Светлогорский психонаркологический диспансер, ул. Школьная, 4, каб.№3;
Детская поликлиника, ул. Луначарского, 92, каб. психолога.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,
будьте внимательны к своим детям!
 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.